Нажимая кнопку «Свяжитесь со мной», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Свяжемся, чтобы обсудить детали
  • Расскажем про возможности Тильды
  • Проведём анализ текущего сайта
  • Определим цели и задачи проекта
  • Обсудим сроки на разработку
  • Пришлём 3 варианта КП
А также:
Звонок
Telegram
WhatsApp
Как вам удобнее связаться?
22.08.2023

Бриф на разработку сайта

Что такое бриф

Первый шаг к запуску сайта — оформление документа с вопросами о компании, продукте, целевой аудитории и задачах, который заполняет заказчик. Если у клиента появляются сложности во время написания брифа, ему могут помочь менеджеры студии и вместе пройтись по вопросам в онлайн-формате. Отказаться от этого этапа можно лишь только в том случае, если заказчик уже работал со студией, и она хорошо погружена в сферу клиента.

Как и зачем заполнять бриф на разработку сайта

Грамотно заполненный рассказ об услуге или товаре — основной инструмент изучения проекта, бизнеса и сферы, на который студия будет опираться при создании сайта.

Чтобы резюме о компании было эффективным помощником исполнителю, заказчику нужно придерживаться простых правил.

Во-первых, на вопросы нужно отвечать подробно, раскрывать каждый тезис и избегать воды по типу: «Наша команда — настоящие профессионалы своего дела» или «Инновационный продукт, который решает огромный спектр задач». Вместо этого лучше рассказать об опыте команды, какие боли целевой аудитории закрывает товар.

Во-вторых, заполнять бриф честно. Говорить о слабых сторонах услуги, подсвечивать моменты, которые должны остаться за пределами сайта или рассказывать о них обтекаемо. Это поможет снизить количество правок, избежать спорных моментов с исполнителями или пользователями.

В-третьих, не забывать об особенностях сферы. Не стоит забывать, что в каждом направлении есть свои подводные камни, это могут быть сертификаты или цвета, ассоциирующиеся у целевой аудитории с направлением компании, которые обязаны быть на сайте. Это поможет не только студии во время разработки дизайн-концепции, но и даст более узкое направление в референсах, которые дизайнер будет подбирать для созвона с заказчиком. Так можно скорее нащупать верное направление в дизайне.

Чтобы получить рабочий инструмент в виде сайта, который действительно будет решать задачи бизнеса, общаться с целевой аудиторией на одном языке и закрывать возражения, студии нужно погрузиться в продукт и узнать его сильные стороны. Всё это невозможно без качественно заполненного брифа.

В итоге, чтобы бизнесу общаться с клиентами на одном языке, продавать свои товары или услуги, собирать подписки на рассылки или сформировать определённый имидж через сайт важно отвечать на вопросы студии честно, говорить об особенностях компании или сферы и конкретизировать все преимущества компании.

Типовой и индивидуальный брифы

Типовой бриф — это общие вопросы, которые поверхностно рассказывают о бизнесе заказчика, например: как называется компания, в каких регионах работает, кто целевая аудитория, конкуренты, основные преимущества и референсы, дизайн которых нравится клиенту.

Этот документ нужен для того, чтобы студия могла проанализировать конкурентов, обсудить цветовые решения для сайта, побольше узнать о сфере, изучить целевую аудиторию и подобрать собственные референсы на обсуждение с клиентом.

Во время работы с таким документом важно помнить, что вопросы однотипные и созданы универсально для всех направлений бизнеса, поэтому не стоит скрывать особенности компании и сферы.

После того, как студия получает описание компании от заказчика, исполнители детально изучают этот документ, чтобы приступить к референсам и уточняющим вопросам, которые помогут запустить сайт.

Индивидуальный формат сбора вопросов — это более глубокое погружение в компанию, товары услуги, о которых пойдёт речь. На этом этапе копирайтер задаёт уточняющие вопросы, которые у него появились во время изучения типового брифа, например: какие страхи есть у целевой аудитории, связанные с продуктом, как на деле проявляются преимущества, и что они дают пользователю. Эти вопросы нужны для того, чтобы проработать текст и тон голоса для будущего сайта.

Также во время индивидуального брифа дизайнер обсуждает с заказчиком референсы, чтобы определиться с общей стилистикой концепции и узнать о предпочтениях клиента.

Отличия брифа от ТЗ

Техническое задание — строгий конкретный документ, подробно описывающий работу по созданию сайта, в котором прописаны цели, функциональные возможности, количество страниц и их наполнение. Это официальный документ, после подписания которого клиент не может вносить изменения в структуру или элементы дизайна.

Бриф на разработку — это не официальный документ, а анкета, в которой клиент рассказывает о своём бизнесе, продукте, целевой аудитории и задачах компании, которые должен решить лендинг или многостраничник.

Для того чтобы составить такой документ, клиенту не нужны знания дизайна или копирайтинга, в этом документе можно давать абстрактные рекомендации, подключать фантазию и генерировать идеи для контента на сайте, давать просто направления или пожелания, например: «сделать побольше анимации» или «где-то указать партнёров компании». Главная отличительная черта — свободный формат оформления документа, в нём можно описывать процессы более человечным языком и не выверять каждый пункт.

К тому же, после подписания ТЗ, заказчик не может менять задачи студии, стилистику сайта, количество страниц и кнопок, а также их расположение, если во время запуска что-то изменилось. Поэтому ТЗ строго согласовывается между исполнителем и клиентом, чтобы в случае изменений или невыполнения требований со стороны студии обе стороны могли аргументировать свою позицию с помощью официального документа.

Почему так важно тщательно заполнять бриф?

Чтобы разработчики могли выстроить подходящий Tone of Voice, показать основные преимущества и закрыть возражения целевой аудитории, к заполнению брифа для будущего сайта нужно подойти ответственно, даже если информация об услуге или продукте есть в интернете или схожа с конкурентами. Только специалист в своей сфере сможет рассказать о её особенностях и уникальности предлагаемых товаров.

Плюс ко всему детальная информация о компании поможет избежать сюрпризов на готовой работе и сократить время запуска за счёт отсутствия правок или их сокращения.

Что важно учесть при заполнении брифа на разработку сайта?

При создании брифа нужно указать основную информацию о бизнесе:

  • цель создания сайта, это может быть лидогенерация, продажи, информирование, создание имиджа;
  • информацию о компании: как давно она на рынке и чем занимается;
  • преимущества, которые выделяют товар или услугу на рынке;
  • целевую аудиторию, её страхи и возражения, какие вопросы возникают, связанные с продуктом;
  • конкурентов и ссылки на их сайты;
  • по дизайну или копирайтингу;
  • блоки, которые должны быть на странице;
  • функциональные возможности: онлайн-оплата, каталог, подписка на рассылку или интеграция со сторонними сервисами;
  • рекомендации или пожелания к будущему сайту.

А также при заполнении брифа важно предоставить студии все материалы, которые могут помочь при разработке. Это может быть исследование ЦА, брендбук и полезные статьи.

Где взять бриф для сайта и как его оформлять?

Обычно студии и фрилансеры составляют собственный документ с вопросами к заказчику и высылают его клиенту.

Но если у исполнителя нет брифа, его можно создать самостоятельно в свободной форме или взять шаблон инструкции в интернете.

Главное — это рассказать о бизнесе, учесть его особенности, задачи, которые должен решать лендинг или многостраничник, функциональные возможности, ЦА.

Насколько важен бриф при разработке сайта

Основный инструмент, на который будет опираться копирайтер при выстраивании структуры и написании текста будущего сайта — бриф.

Помимо того, что резюме о компании, продукте или услуге выступает источником информации, в брифе зафиксированы основные требования по копирайтингу, дизайну и возможностям лендинга или многостраничника. В случае если исполнитель не выполнит свою задачу, клиент может обратиться к документу, где были прописаны условия и доказать свою правоту.

Детальный рассказ поможет студии создать уникальный сайт, который выделит заказчика среди конкурентов и понятно презентует товар или услугу пользователям, которые хотят их приобрести.

Этапы разработки. Превращаем бриф на создание сайта в готовый сайт

После того как студия получает основную информацию от клиента, она может приступить к работе.

Вторым шагом по созданию сайта является прототипирование, где создаётся структура. На этом этапе копирайтер создаёт пользовательский путь и закладывает основные смыслы в блоках. Также на этапе структуры копирайтер продумывает расположение форм захвата.
Уже на этом этапе клиент может какой путь проходит пользователь, с какой информацией познакомится и в каком порядке.

Далее студия переходит на этап копирайтинга, где формируется Tone of Voice компании, тщательно продумываются формы захвата, разрабатывается концепция текста на сайте, прописывается или формируется УТП. На этом этапе у компании появляется голос, позиционирование и настроение бизнеса, которое потом подкрепляется визуальным оформлением.

После этого готовые прототип, структура и текст отправляются на этап дизайн-концепции, где дизайнер разрабатывает первые 3 блока, чтобы показать заказчику основное направление в дизайне будущего сайта.

Как только дизайн-концепция получает согласование, студия приступает к разработке дизайна оставшихся блоков и адаптиву страниц на разные устройства: телефоны, планшеты и компьютеры.

Когда дизайн полностью готов, проект переходит на стадию пусконаладочных работ. На этом этапе дизайнер настраивает формы захвата, ссылки и подвязывает политику конфиденциальности на сайте. На этом этапе студия тестирует работоспособность форм, настраивает работу CRM, чтобы заявки сразу попадали к закзчику.

И финальный этап запуска сайта — вычитка, во время которой копирайтер проверяет текст на ошибки и работоспособность кнопок и форм обратной связи. Дальше сайт отправляется к клиенту.

Заключение

Эффективный инструмент бизнеса, который выступает не просто красивой картинкой, а помощником компании в продажах или увеличении лояльности ЦА не может быть создан без участия заказчика. Ведь если на сайте нет экспертности, которую могут предоставить только непосредственные сотрудники компании или ключевые лица, лендинг или многостраничник будут неэффективны. У пользователей может сложиться мнение, что услугу или продукт предлагает сомнительная компания с поверхностными знаниями.

Для того чтобы закрыть задачи компании: рассказать ЦА об услуге или продукте, продать или повысить лояльность пользователей, заказчик и студия должны работать в команде. Где клиент предоставляет описание бизнеса и сферы, делится опытом и экспертностью. Поэтому проработанный и детальный рассказ о компании является важнейшим этапом в запуске сайта.

Другие статьи