Нажимая кнопку «Свяжитесь со мной», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Свяжемся, чтобы обсудить детали
  • Расскажем про возможности Тильды
  • Проведём анализ текущего сайта
  • Определим цели и задачи проекта
  • Обсудим сроки на разработку
  • Пришлём 3 варианта КП
А также:
Звонок
Telegram
WhatsApp
Как вам удобнее связаться?
12.05.2023

Что такое юзабилити?

Юзабилити: что это такое

Юзабилити — в переводе с английского usability — «возможность использования». Этот термин применяют для того, чтобы описать удобство интерфейса любых цифровых продуктов: сайтов, приложений, ПО.

Чем проще и понятнее интерфейс, тем лучше юзабилити сайта. А значит, сайт будет приносить больше посетителей и способствовать росту конверсии.

Чтобы создавать понятные продукты, которыми хочется пользоваться, удобность можно и нужно улучшать.

В чём измеряется

Чтобы понять, какой интерфейс будет удобным, нужно определиться с критериями. В ГОСТах есть международный стандарт: «Эргономика взаимодействия человек-система» или ISO 9241−210.

Благодаря ему можно проанализировать взаимодействие пользователя с интерфейсом: узнать, как много времени требуется человеку, чтобы совершить то или иное действие.

Основные принципы юзабилити

Чтобы всё получилось, удобство важно оценивать в контексте всего интерфейса: посмотреть на приложение, сайт или программу целиком и оценить удобство использования.

Если разбирать каждый экран и элемент интерфейса в отрыве, то будет невозможно получить результаты и выявить ошибки, которые мешают взаимодействию человека с продуктом и ухудшают юзабилити.

Удобный и современный дизайн

Читабельные шрифты, понятная иерархия текста, расставленные акценты, кликабельные кнопки, умеренное количество анимации, продуманное сочетание цветов и графика — всё это задаёт нужное впечатление и влияет на восприятие человека. Если на сайте будет огромное количество контента, мелкие шрифты и вырвиглазные цвета, то с большой вероятностью пользователь закроет сайт.

Простая и понятная навигация

Продуманный пользовательский путь, корректная работа страниц и кнопок, понятное меню и подвал сделают пребывание на сайте приятным и повысят вероятность совершения пользователем целевого действия.

Качественный и структурированный контент

Для лучшего восприятия и юзабилити стоит делить текст на простые смысловые блоки и выносить важное в заголовки на сайте.

Поддержка пользователей и обратная связь

При коммуникации с сайтом человеку должно быть очевидно, что будет происходить. Есть разные инструменты: микротекст, который служит инструкцией, страница успеха при регистрации или заказе, страница 404, которая в случае ошибки поможет не потеряться.

И, конечно, на сайте должны указываться контактные данные для консультации, если вдруг нужна помощь живого человека.

Высокая скорость загрузки

По статистике, при загрузке страницы дольше 3-х секунд, более половины пользователей закроют сайт. Чтобы узнать скорость загрузки можно использовать PageSpeed Insights .

Видеоконтент и большое количество анимаций могут увеличить скорость загрузки и нарушить юзабилити. Если после оптимизации сайт всё ещё грузится дольше, чем хотелось бы, можно добавить прелоадер, который визуализирует время загрузки и даст понять, что сайт не завис и скоро заработает.

Адаптивность под разные типы устройств

С каждым годом растёт трафик с мобильных устройств. Поэтому сайты должны одинаково корректно работать и подстраиваться под типы разрешений разных экранов.

10 эвристик юзабилити Якоба Нильсена

Якоб Нильсен — доктор наук по физике и специалист в проектировании и анализе веб-интерфейсов.

Он сформировал законы юзабилити в 80-х годах 20-го века: работал над удобством интерфейса, анализировал структуру и дизайн сайтов.

В итоге свои труды Нильсен вывел свод законов для оценки сложности сайта. Эвристиками Нильсена дизайнеры пользуются до сих пор.

Можно рассматривать эвристики в формате чек-листа по юзабилити. Он гласит, что интерфейс должен отвечать 7-ми критериям.

1. Информировать о состоянии

Предупреждать, какие процессы сейчас происходят на сайте, давать мини-инструкции о загрузке контента.

2. Говорить на языке пользователя

Например, продукт не должен использовать сложные термины, если ЦА сайта с ними не знакома.

3. Предоставлять свободу действий

Сайт должен мягко подводить пользователя к целевому действию и возвращать назад, если произошла ошибка.

4. Придерживаться стандартов

Пользователи привыкли к определённому расположению элементов: значок для закрытия окна — слева вверху, чат поддержки — справа внизу. Резкие перемены могут просто запутать человека.

5. Предотвращать ошибки

Для минимизации багов лучше добавлять маски в поля для ввода, чтобы до менеджеров доходила корректная информация с сайта.

Например, на карточках в интернет-магазине можно продублировать информацию о возможностях оплаты и доставки.

6. Показывать необходимую информацию

Например, на карточках в интернет-магазине можно продублировать информацию о возможностях оплаты и доставки.

7. Быть простым и понятным

Хороший интерфейс — это тот, который человек не замечает. Заботливый и без лишней информации.

Как проверить юзабилити на сайте

Анализ показателей статистики

Для сбора статистики используют данные «Яндекс Метрики» и Google Analytics. По результатам исследования можно выяснить, есть ли проблемы с юзабилити:
  • сколько пользователей отказались,
  • как долго человек задерживается на страницах,
  • как много страниц пользователи посетили за сеанс,
  • посмотреть конверсию сайта,
  • проанализировать время загрузки.

Фокус-группа

Для этого способа приглашается группа от 5 до 10 участников. Фокус-группа — потенциальная аудитория сайта.

Их просят провзаимодействовать с интерфейсом и собирают обратную связь: где возникли сложности, что было удобно и понятно, что можно улучшить по их мнению.

Отзывы

Для этого способа нужен запущенный продукт. Можно создать опрос или специальную форму для отзывов. А если сделать их анонимными, вероятность получить реальный фидбэк будет гораздо выше.

Экспертный аудит юзабилити

Можно заказать проверку интерфейса у экспертов: они проанализируют продукт и смогут составить рекомендации по его улучшению.

Минимум по юзабилити

Для быстрой оценки можно придерживаться 4-х основных правил:

Правило трёх кликов

В идеале пользователь должен попасть на нужную страницу сайта и вернуться к главной за 3 клика. Если меньше — ещё лучше.

Правило трёх секунд

Время загрузки страницы — не дольше 3-х секунд. Если больше — сократите код, оптимизируйте фото и видео.

Перевёрнутая пирамида

Самое важное для пользователя располагайте сверху — так выше вероятность, что человек считает эту информацию.

Правило Фиттса

Чем больше элемент — тем вероятнее пользователь провзаимодействует с ним. Но не стоит увлекаться, чтобы не сломать удобство интерфейса.

Принципы юзабилити веб-ресурса

1. Дизайн — залог доверия к сайту

Современные сайты без ошибок с понятной навигацией формируют у пользователей положительное впечатление.

2. Логичный структурированный контент

Понятная структура и продуманный пользовательский путь без лишних вводных данных облегчат доступ человека к нужной информации.

3. Важная информация — в левом углу

С помощью тепловизора маркетологи определили, что расположение важной информации в левом углу повышает вероятность взаимодействия.

4. Общение с пользователем

Френдли-текст и соблюдение правил UX сделают коммуникацию с сайтом приятной.

5. Отмена действия

Пользователь должен иметь возможность откатиться на предыдущий этап без лишних действий.

6. Ненавязчивое предложение помощи

Покажет заботу о пользователе и облегчит его путешествие по сайту.

7. Разговор на понятном языке

Лучше не утяжелять текст сложными речевыми конструкциями, обилием эпитетов и непонятными словами. Это ухудшает юзабилити сайта

8. Отказ от резких перемен

Спонтанный редизайн может напугать пользователя, т.к. он может подумать, что ошибся ресурсом.

9. Все возможности — на виду

Весь контент, который может понадобиться пользователю, должен располагаться в ближайшем доступе.

10. Форма регистрации и заказа: чем лаконичнее — тем лучше

Никто не хочет заполнять кучу полей. Так что лучше оставить в форме самые необходимые, а остальную информацию уточнить на консультации с менеджером.

11. Заметное длинное поле поиска

Поле для поиска упрощает для пользователя сайтов путь к нужной информации и экономит время.

12. Больше свободного пространства

«Воздух» на сайте позволяет не перегружать пользователя, структурировать информацию и разбивать тексты на смысловые блоки.

Тестирование юзабилити

Для оценки юзабилити интерфейсов существует 2 системы.

  1. Качественная: анализируется удобство структуры, качество контента, функции, соответствие интерфейса задачам сайта, ошибки, некорректные ссылки, навигацию, простой поиск и другие моменты.
  2. Количественная: проверяется быстрота загрузки сайта, время перехода между страницами, поиском нужных разделов и кнопок.

Юзабилити можно проверить вручную или использовать специальные сервисы — всё зависит от того, запущен продукт или находится на стадии разработки, какой бюджет заложен на тестирование. После сбора аналитики и обратной связи можно переходить к доработке интерфейса.

Заключение

Когда говорят о юзабилити, имеют в виду не только то, как удобно пользоваться интерфейсом и насколько он понятен, но и способы доработки интерфейса, чтобы сделать его быстрее, современнее и удобнее.

В поиске ошибок и методах их исправления можно опираться на эвристики Нельсона, изучать законы юзабилити или проводить собственные исследования.

Главное — помнить об основных моментах:

  • дизайн должен вызывать доверие,
  • страницы должны загружаться быстро,
  • контент должен быть полезным,
  • навигация и структура должны быть понятными,
  • интерфейс должен незаметно направлять пользователя,
  • нужна возможность просто перейти к главной странице.

С хорошим юзабилити ваш сайт станет помощником и для бизнеса, и для пользователя. Удобных вам сайтов!

Другие статьи