Юзабилити — в переводе с английского usability — «возможность использования». Этот термин применяют для того, чтобы описать удобство интерфейса любых цифровых продуктов: сайтов, приложений, ПО.
Чем проще и понятнее интерфейс, тем лучше юзабилити сайта. А значит, сайт будет приносить больше посетителей и способствовать росту конверсии.
Чтобы создавать понятные продукты, которыми хочется пользоваться, удобность можно и нужно улучшать.
В чём измеряется
Чтобы понять, какой интерфейс будет удобным, нужно определиться с критериями. В ГОСТах есть международный стандарт: «Эргономика взаимодействия человек-система» или ISO 9241−210.
Благодаря ему можно проанализировать взаимодействие пользователя с интерфейсом: узнать, как много времени требуется человеку, чтобы совершить то или иное действие.
Основные принципы юзабилити
Чтобы всё получилось, удобство важно оценивать в контексте всего интерфейса: посмотреть на приложение, сайт или программу целиком и оценить удобство использования.
Если разбирать каждый экран и элемент интерфейса в отрыве, то будет невозможно получить результаты и выявить ошибки, которые мешают взаимодействию человека с продуктом и ухудшают юзабилити.
Удобный и современный дизайн
Читабельные шрифты, понятная иерархия текста, расставленные акценты, кликабельные кнопки, умеренное количество анимации, продуманное сочетание цветов и графика — всё это задаёт нужное впечатление и влияет на восприятие человека. Если на сайте будет огромное количество контента, мелкие шрифты и вырвиглазные цвета, то с большой вероятностью пользователь закроет сайт.
Простая и понятная навигация
Продуманный пользовательский путь, корректная работа страниц и кнопок, понятное меню и подвал сделают пребывание на сайте приятным и повысят вероятность совершения пользователем целевого действия.
Качественный и структурированный контент
Для лучшего восприятия и юзабилити стоит делить текст на простые смысловые блоки и выносить важное в заголовки на сайте.
Поддержка пользователей и обратная связь
При коммуникации с сайтом человеку должно быть очевидно, что будет происходить. Есть разные инструменты: микротекст, который служит инструкцией, страница успеха при регистрации или заказе, страница 404, которая в случае ошибки поможет не потеряться.
И, конечно, на сайте должны указываться контактные данные для консультации, если вдруг нужна помощь живого человека.
Высокая скорость загрузки
По статистике, при загрузке страницы дольше 3-х секунд, более половины пользователей закроют сайт. Чтобы узнать скорость загрузки можно использовать PageSpeed Insights .
Видеоконтент и большое количество анимаций могут увеличить скорость загрузки и нарушить юзабилити. Если после оптимизации сайт всё ещё грузится дольше, чем хотелось бы, можно добавить прелоадер, который визуализирует время загрузки и даст понять, что сайт не завис и скоро заработает.
Адаптивность под разные типы устройств
С каждым годом растёт трафик с мобильных устройств. Поэтому сайты должны одинаково корректно работать и подстраиваться под типы разрешений разных экранов.
Якоб Нильсен — доктор наук по физике и специалист в проектировании и анализе веб-интерфейсов.
Он сформировал законы юзабилити в 80-х годах 20-го века: работал над удобством интерфейса, анализировал структуру и дизайн сайтов.
В итоге свои труды Нильсен вывел свод законов для оценки сложности сайта. Эвристиками Нильсена дизайнеры пользуются до сих пор.
Можно рассматривать эвристики в формате чек-листа по юзабилити. Он гласит, что интерфейс должен отвечать 7-ми критериям.
1. Информировать о состоянии
Предупреждать, какие процессы сейчас происходят на сайте, давать мини-инструкции о загрузке контента.
2. Говорить на языке пользователя
Например, продукт не должен использовать сложные термины, если ЦА сайта с ними не знакома.
3. Предоставлять свободу действий
Сайт должен мягко подводить пользователя к целевому действию и возвращать назад, если произошла ошибка.
4. Придерживаться стандартов
Пользователи привыкли к определённому расположению элементов: значок для закрытия окна — слева вверху, чат поддержки — справа внизу. Резкие перемены могут просто запутать человека.
5. Предотвращать ошибки
Для минимизации багов лучше добавлять маски в поля для ввода, чтобы до менеджеров доходила корректная информация с сайта.
Например, на карточках в интернет-магазине можно продублировать информацию о возможностях оплаты и доставки.
6. Показывать необходимую информацию
Например, на карточках в интернет-магазине можно продублировать информацию о возможностях оплаты и доставки.
7. Быть простым и понятным
Хороший интерфейс — это тот, который человек не замечает. Заботливый и без лишней информации.
Для сбора статистики используют данные «Яндекс Метрики» и Google Analytics. По результатам исследования можно выяснить, есть ли проблемы с юзабилити:
сколько пользователей отказались,
как долго человек задерживается на страницах,
как много страниц пользователи посетили за сеанс,
посмотреть конверсию сайта,
проанализировать время загрузки.
Фокус-группа
Для этого способа приглашается группа от 5 до 10 участников. Фокус-группа — потенциальная аудитория сайта.
Их просят провзаимодействовать с интерфейсом и собирают обратную связь: где возникли сложности, что было удобно и понятно, что можно улучшить по их мнению.
Отзывы
Для этого способа нужен запущенный продукт. Можно создать опрос или специальную форму для отзывов. А если сделать их анонимными, вероятность получить реальный фидбэк будет гораздо выше.
Экспертный аудит юзабилити
Можно заказать проверку интерфейса у экспертов: они проанализируют продукт и смогут составить рекомендации по его улучшению.
Для оценки юзабилити интерфейсов существует 2 системы.
Качественная: анализируется удобство структуры, качество контента, функции, соответствие интерфейса задачам сайта, ошибки, некорректные ссылки, навигацию, простой поиск и другие моменты.
Количественная: проверяется быстрота загрузки сайта, время перехода между страницами, поиском нужных разделов и кнопок.
Юзабилити можно проверить вручную или использовать специальные сервисы — всё зависит от того, запущен продукт или находится на стадии разработки, какой бюджет заложен на тестирование. После сбора аналитики и обратной связи можно переходить к доработке интерфейса.
Когда говорят о юзабилити, имеют в виду не только то, как удобно пользоваться интерфейсом и насколько он понятен, но и способы доработки интерфейса, чтобы сделать его быстрее, современнее и удобнее.
В поиске ошибок и методах их исправления можно опираться на эвристики Нельсона, изучать законы юзабилити или проводить собственные исследования.
Главное — помнить об основных моментах:
дизайн должен вызывать доверие,
страницы должны загружаться быстро,
контент должен быть полезным,
навигация и структура должны быть понятными,
интерфейс должен незаметно направлять пользователя,
нужна возможность просто перейти к главной странице.
С хорошим юзабилити ваш сайт станет помощником и для бизнеса, и для пользователя. Удобных вам сайтов!